дата публикации статьи: 27 июля 2023Если человек хочет продать объект по договору купли-продажи или уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве и зарегистрировать такую сделку в электронном виде, он должен изъявить это желание. Для этого он может сходить в МФЦ и написать заявление или приложить к сделке уведомление кредитной организации (УКО) с электронной подписью банка. Об этом говорит статья 36.2 Федерального закона N 218 «О государственной регистрации недвижимости».
Это касается только физических лиц. К физическим лицам также относятся ИП.
Что такое уведомление кредитной организацииЭто электронный документ, который подтверждает, что кредитная организация идентифицировала продавца и покупателя. Кредитные организации — банки, имеющие лицензию ЦБ и право на идентификацию.
Банк сверяет документы сторон, формирует УКО с помощью информационных технологий и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Если идентификации не будет, Росреестр не зарегистрирует сделку в электронном виде.
Как происходит идентификацияБанк проверяет все документы и назначает продавцу и покупателю встречу онлайн. На этой встрече присутствует сотрудник банка, который идентифицирует участников сделки и записывает с ними видео. Участники сделки должны показать паспорта и подтвердить, что они являются продавцом и покупателем, продают/покупают конкретные объекты недвижимости, расположенные по конкретным адресам.
Все происходит удаленно: продавец, покупатель и банк могут находиться в разных городах и странах. Это удобнее, чем идти в МФЦ, стоять в очереди и писать заявление на электронную регистрацию сделки с физическими лицами, а потом ждать 5 дней, пока это заявление обработают.
При чем тут застройщики и агентства недвижимостиВозможны две ситуации.
- Продавец может обратиться в агентство недвижимости, чтобы риелторы нашли ему покупателя и помогли провести сделку.
- В рамках инвестиционных программ застройщик продает часть объектов индивидуальным предпринимателям, которые впоследствии реализуют это имущество по договору купли-продажи.
В обоих случаях это будут сделки с недвижимостью физических лиц. Для регистрации таких сделок в электронном виде нужно следовать Федеральному закону N 218.
Чтобы банк проводил идентификации, нужно заключить с ним договор. Для застройщиков и агентств недвижимости это не очень удобно. У СКБ Техно такой договор есть, поэтому мы можем организовать процесс идентификации. После этого мы поможем зарегистрировать электронные сделки по договору уступки или по договору купли-продажи на вторичном рынке.
Как работаем мы- Застройщик или агентство недвижимости формирует сделку в сервисе СКБ Техно, но не отправляет ее: позже к сделке будет приложено уведомление кредитной организации.
- Все участники сделки подписывают договор купли-продажи или уступки электронной подписью.
- Наш клиент присылает электронные документы своих клиентов — физических лиц, и направляет запрос на дату и время идентификации.
- Мы передаем документы банку и согласуем с ним дату и время.
- Если документы корректны, банк подтверждает время идентификации (или предлагает альтернативу) и направляет нам ссылку на онлайн-встречу. Мы передаем ссылку клиенту.
- Происходит идентификация. После банк отправляет нам уведомление кредитной организации. Мы добавляем его в уже оформленную сделку, после чего ее можно отправлять в Росреестр на регистрацию.
Банк вправе отказать в идентификации, если у него возникают вопросы к паспорту (например, там порваны страницы) или фото в документе сильно отличается от того, как его владелец выглядит сейчас. В этом случае физическому лицу нужно обратиться в МФЦ.